Без минусов вся прелесть жизни показалась бы обычной пресной водой.
Нет ничего хуже CIREFE. Прощания - неотъемлемая часть подобных курсов. Когда в числе отъезжающих никто не числится "хорошим" или просто "приятелем" - оно как-то легче. Ну, да, хорошие люди, пожали руки, похлопали по плечу, помахали в след. Да через недельку уже можно успокоиться, придти в себя.
У меня так еще ни разу не было. Каждый семестр среди уезжающего потока, уже не собираясь возвращаться в обозримом будущем, находятся те, кто глубоко запал в душу, прощание с которыми ничуть не лучше операции с зубами мудрости - будто кусок мяса из тебя выдирают. Он зарастет. Но рана будет болеть долго, тупо скрести когтями по струнам твоего настроения. И на ее месте останется очередной шрам. Какой-то - меньше. Какой-то - больше.
Наверное, нужно верить во что-то светлое и высокое. В своей жизни я прощался уже два раза с людьми, которых не надеялся больше увидеть. Точнее, надеялся, но мне казалось, что это почти нереально. Я прощался с австралийцем, в спешке убегающим на вокзал, в первый раз, и потом умудрился вернуться до его отъезда и попрощаться снова, с толком, чувством, расстановкой. Я прощался с американцем, не то, чтобы хорошим и добрым другом, но неплохим приятелем. Он тоже каким-то образом сумел завернуть на огонек во Францию.
Но двое среди потока других, близких и не очень, а порой - даже чересчур близких, - лиц кажутся соломинкой в бушующем океане. Что такое две новые встречи, когда ни одного из тех десяти людей, что мне приходят на ум, я ни разу повторно не видел, и максимум, что могу сделать - написать электронное письмо и ждать, что мне на него ответят...
Это ужасно. Это, пожалуй, один из основных минусов всякой программы обучения за рубежом. В такие моменты кажется, что намного проще вернуться в родной бульон и варится там - уж оттуда-то мало кто уедет, по крайней мере, не через четыре месяца... Минутное послабление? А куда уж без него в нашей жизни!..
Противно, конечно, и то, что утверждение "зато во сколько мест ты теперь можешь поехать, сколько знакомых по всему миру!" успокаивает слабо. Знакомых-то много. Денег, чтобы каждого увидеть, не хватит. Ведь это здесь мы были в одной кастрюле, здесь могли договариваться о встрече и считать минуты, улыбаться, радоваться, грустить - ибо здесь все были рядом. Разъезд "по домам" - это тысячи километров. Одну тысячу преодолеть - не проблема. Но в едином порыве пересечь остальную дистанцию по силам лишь миллионерам.

А совсем уж мерзко то, что не сказал я финального "прощай" хорошему, лучшему среди нынешних уезжающих, человеку. Не сказал по совсем банальной, пустяковой причине. Не услышал будильника. Не проснулся. Открыл глаза тогда, когда поезд уже улетел из Ренна. Это ужасно. Мне когда-то говорили, что нужно держать удары судьбы. Проклятье, такими пинками меня давно не награждали.

@музыка: James Blunt - Cry

@настроение: пошатнувшееся