Оговоримся сразу. Я могу ошибаться, я никого не обвиняю и никому не навязываю своего мнения, тем более - тем людям, которые в корне не согласятся с этим моим личностным заявлением. Надеюсь, по мою душу не наймут бравых джигитов с Кавказа, дабы те откопали меня в турецкой бане в Ренне, предав бренное тело предкам?..
О Москве, негативноЯ часто говорил, что Алмата мне не нравится, что это не мой город, но, скорее, когда я говорил про Алмату, я говорил про страну. Ввиду того, что мне страсть как не импонируют последние веяния в ВеликоСтепи и страсть как не хочется мириться с каким-то замесом из советского, казахского и русского менталитетов, слушая ура-патриотичные заверения министров и прочих акынов и пиитов, я переносил свою нелюбовь на все так или иначе связанное с Казахстаном - в том числе и на, в принципе, ни в чем неповинную Алмату.
Но время идет, и взгляды мои меняются. Когда пару лет назад я побывал в Москве, я действительно не шибко проникся сим городом - накладывал свой отпечаток и сезон, когда я туда попал - пасмурно, что лишь подчеркивало неизбежную серость города, дождливо, не приветливо... Будучи испорченным Европами, я, тем не менее, на тот момент отнесся к столице России с легким очарованием туриста - как-никак, но к тому времени прошло много лет с тех пор, как я в последний раз ступал по земле московской. Красная площадь, Арбат, сталинское здание МГУ, променады и парки - краткого времени моего визита хватило на то, чтобы осмотреть все это, освежить в памяти, а уж компания тогда была почти что расчудесной, и скучать мне не приходилось.
Приезжать каждый год в одно место и продолжать восхищаться памятниками архитектуры - по меньшей мере глупо, ибо все очарование от первого раза уже испарилось, а нового, накапливаемого с годами, еще не возникло. Потому и три года спустя, в свой новый визит в Москву, осматривать и щелкать на фотоаппарат здания центра Москвы меня как-то не тянет - видел уже, ничего не изменилось, ежели не стало хуже, ибо в прошлый раз, весной, все было сковано морозом, а сейчас, то бишь, осенью, омывается колючими осенними же дождями. К чему это все я? Да к тому, что по сравнению с Москвой, Алмата, серая, грязная, заваленная стройками Алмата, показалась если не красивым, то по крайней мере вполне себе симпатичным городком. И, конечно, после Москвы та же Алмата кажется такой компактной и маленькой, что ей даже стыдно называть себя "городом" - ну, городской поселок, не более. Тягаться с размерами Московии может, разве что, Париж - там тоже полно непонятых пригородов и часов, затрачиваемых на поездки в метро. Которое, однако, в гордой столице Франции воняет так, словно и не метро это вовсе, а общественный туалет с примесью канализации. А еще там тоже абсолютно также люди бегут - куда бегут? Непонятно, но бегут, это точно. Там тоже толкают неповоротливого туриста, ругаются - правда, под нос или сквозь плотно сжатые губы, - ежели оный встает поперек пути, дабы свериться с картой, там тоже ожидают, что ты должен догадаться, куда все идут и куда поворачивают, дабы не сбивать их с ритма, и там также нельзя свалиться на пол - иначе затопчут. И да, в Париже, как и в Москве, существует тенденция, порой, наряжаться так, словно не на работу и не за хлебом человек идет, а, по меньшей мере, на свою свадьбу. Да, я не люблю Париж.
Все это не меняет того факта, что я, как ни крути, не могу найти, за что можно любить Москву. Я вполне уверен в том, что жить здесь, пожалуй, можно, можно даже и хорошо жить, но тому должны сопутствовать по меньшей мере два пункта: ты должен или здесь родиться и знать сей город, как свои пять пальцев, привыкнув к нему с рождения, или ты должен обладать огромной кучей денег. Не подходя ни по одному из сих пунктов, я оставляю возможность любить Москву москвичам и людям, гонющимся за Московской Мечтой (это когда у трапа самолета вас встречают с табличкой, на которой написано ваше имя, а в лимузине симпатичная девушка-ассистент рассказывает и про найденную работу, и про аппартаменты, и что завтра же она может составить вам компанию и подыскать удобный автомобиль). Я не люблю Париж, я толком даже не люблю Францию, но и Москва, этот огромный, вечно бодрствующий монстр, расползшийся по карте подобно кляксе, меня явно не прельщает.Зато я "побывал" в Швейцарии и посетил швейцарский же Цюрих - сверху, из кабины самолета, а потом прошелся по его аэропорту. Всю Швейцарию мы пересекли минут за двадцать... из иллюминатора я посмотрел на огоньки и порадовался. На обратном пути впервые "посещу" Данию - Копенгагенский аэропорт ждет меня. Хотя именно в Копенгагене я бы задержался на подольше. Дания, равно как и Швеция, меня привлекают, хотя я понятия не имею чем именно.