Написано для веб-портала "Post Scriptum", там же и опубликовано.
собственно, заметкаПожалуй, самый распространенный вопрос, который мы слышим в свой адрес после продолжительного времени, проведенного "за западными бугорами", это извечное "Ну как там? Хорошо?". На человека, коий по воле судеб обретается на более-менее постоянной основе в одной из стран Западной демократии, смотрят с плохо скрываемой завистью во взглядах, тихо протягивая "Уууу, хорошо ему...". А стоит таксисту назвать адрес и подпустить в речи выдающий тебя легкий акцент, как цена взвинчивается со скоростью спуска на американских горках. А что, он буржуй, у него денег куры разве что не клюют, ибо объелись уже!..
Это распространенное верование в то, что на Западе-то уж точно хорошо, наверняка тянется еще с советских времен, а может - дело рук американской пропаганды, убедившей массу в том, что у них трава и цветочки, а у вас - Чернобыль и алые кровопийцы вместо власти. А может все дело в том, что жизнь-матушка не такая радужная, чтобы довольствоваться ее прелестями у себя на родной печи.
Но так ли хорошо на том светлом Западе, как о нем грезят в своих невысказанных мыслях жители бывших советских республик?
Я слышал от одного знакомого, что людей там встречают сразу деньгами - пособиями на жизнь, на работу, на детей, внуков, машину, дачу, отпуск... Сам себе не признаваясь, этот знакомый явно втайне верил, что встречать его начнут уже у трапа самолета, с улыбками на лицах ослепительно красивых девушек, отведущих к чистенькому и опрятному лимузину, в котором вежливый ассистент, покуда вы попиваете шампанское по случаю удачного прилета, будет красочно расписывать пункты вашего назачения для нахождения жилплощади. О том, что таких, как он - давайте такого среднестатистического верующего назовем Васей Пупкиным, для простоты, - Василиев Пупкиных с разными оттенками кожи (в большинстве своем с арабскими именами или темным отливом кожи, к слову сказать) и акцентами там уже целыми самолетами назад на родину отправляют, он, конечно, знает, но не хочет об этом думать. Это же я, Вася Пупкин, а не какой-нибудь там Иван Страхолюдинко!
Перво-наперво, среднестатистический Вася Пупкин не говорит на местном языке. А если и говорит, то говорит плохо, с акцентом или у него излишне маленький словарный запас. Как человек, который уже не первый год провел на той самой более-менее постоянной основе во Франции, я имею право заявить, что в большинстве случаев никто и не подумает почесаться взять Васю Пупкина с "разговорной речью" на работу. Во Франции как нигде очень сильны регистры речи - даже продавец супермаркета, позволивший себе "разговорный стиль" в общении с клиентом удостаивается грозного взгляда менеджера и недовольно надутых губ покупателя. Что уж говорить о "белых воротничках".
Во-вторых, вопрос с жильем в старушке Европе в особенности стоит остро - она, дай Теус, и поменьше будет, нежели широкие просторы земли Русской, али Казахской. И если народ мучается с вопросом "Где жить?" еще в Алмате, легче разрешить сей вопрос в той же Франции ему вряд ли удастся. А то, что есть - подвалы и чердаки - мало соответствуют великой мечте Васи Пупкина о настоящих европейских хоромах!
В-третьих, выросший на понятиях "мяса много, мясо дешевое" Вася Пупкин будет неприятно удивлен, что денег ему еле-еле хватает на одинокий стейк на ужин с хлебушком и горошеком. Ибо цены в Европе - не чета казахстанским.
Но предположим, все у Васи Пупкина хорошо, он нашел работу, а с работой у него нашлись и деньги на маленькую комнатку, уютную и чистую. Он покупает себе скромный ужин, обедает в студенческой столовой, нагло пользуясь своей "моложавой внешностью", что у него не спрашивают студенческого билета. Но вот пролетает год, наступает весна, а с весной к Васе Пупкину, который каким-то образом умудрился и визу, и разрешение на работу получить, так вот весной Васе приходит много бумажек. Очень много бумажек. С очень странными, заковыристыми вопросами. Вася не совсем понимает, хоть местный язык в общении с коллегами вроде устаканился на определенной ступени. Он заполняет абы как эти бумажки, пожимает плечами и отправляет обратно. И Вася попадает в тюрьму, к таким же, "незнающим". Декларация доходов в Европе - а уж особенно во Франции - и платеж налогов настолько утомительны и запутаны, что даже местная фауна не совсем понимает, чего от них хотят. А правительство зорко глядит, ибо именно на безумных, взвинченных налогах жиждется порой вся экономическая система.
И как после всего этого, возвращаясь назад, Вася Пупкин ненавидит тех людей, кто все еще завистливо протягивает ему вослед "Уууу, буржуй, хорошо ему там, на Западе...". А хорошо ли? А чем? Поговорим об этом в следующий раз.